Подготовка научных, педагогических и управленческих кадров в магистратуре осуществляется по двум направлениям:
- научному и педагогическому со сроком обучения 2 года;
- профильному со сроком обучения не менее 1 года.
(Срок устанавливается в зависимости от предшествующего уровня подготовки и наличия пререквизитов).
Обучение в магистратуре осуществляется только по очной форме.
Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и публично защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр».
Магистр экономики может работать руководителем, специалистом и другим служащим в области экономики и статистики, финансовых и экономических отделов, аналитических подразделений, предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности.
Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.
Образовательная программа магистратуры содержит:
- теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин;
- профессиональную практику (педагогическую, производственную, исследовательскую);
- научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры;
- экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры;
- промежуточную и итоговую аттестации.
Основными задачами образовательной магистерской программы является обеспечение условий для:
- получения полноценного, качественного профильного и научно-педагогического образования, профессиональной компетенции в области экономики, управления и организации производства;
- приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, овладение грамотной и развитой речью, гуманитарной культурой, высокими нравственными, этическими и правовыми нормами, культурой мышления и навыками научной организации труда;
- развития творческого потенциала, инициативы и новаторства;
- конкурентоспособности магистров на рынке рабочей силы, обеспечивающей возможность для максимально быстрого трудоустройства по специальности;
- выбора магистрантами индивидуальных программ образования;
- обеспечения целевой подготовки по заказам организаций;
- освоения фундаментальных курсов на стыке наук, гарантирующих им профессиональную мобильность на международном уровне;
- углубления теоретической, практической и индивидуальной подготовки обучающихся в избранном направлении науки и педагогической деятельности;
- выработки у обучающихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения новыми знаниями в течение всей их активной жизнедеятельности;
- подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, в том числе культуры профессионального общения, имеющих гражданскую позицию, способных сформулировать и практически решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять научно-исследовательскую, педагогическую и управленческую деятельность.
Цели образовательной программы
«Экономика» - подготовка специалистов экономического профиля, конкурентоспособных на рынке труда, востребованных современными предприятиями и рыночными структурами, способных эффективно адаптироваться к динамично изменяющимся социальным и профессиональным условиям деятельности, обладающих высоким уровнем готовности к реализации основных профессиональных функций, способных конструктивно влиять на характер и направление развития профессиональных сфер своей деятельности, владеющих навыками организаторской работы и управленческой деятельности.
Содержание образовательных программ с учетом обозначенных основных задач подготовки направлено на получение полноценного, качественного базового образования в области управления и организации производства, приобретение высокого общего интеллектуального уровня развития, развития творческого потенциала, инициативы и новаторства, продолжения студентами образования на последующей ступени многоуровневого образования, конкурентоспособности бакалавров на рынке труда.
Особое место в образовательной программе «Экономика» занимает формирование у обучающихся навыков аналитической работы в области экономики, в этой связи учебный план предусматривает подготовку обучающимися исследовательских работ и прохождение профессиональной практики по профилю специальности.
Область профессиональной деятельности
Магистр по специальности «6М050600 – Экономика» может осуществлять аналитическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую (административную) и образовательную (педагогическую) деятельность в следующих областях: исследование функционирования отраслевых и региональных рынков, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм; совершенствование системы менеджмента предприятия; формирование экономической стратегии и политики предприятий; регулирование социально-экономических отношений на государственном, отраслевом и внутрифирменном уровнях.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников магистратуры являются:
- при профильной подготовке: органы государственного и местного управления; производственно-экономические и планово-экономические, социально-управленческие и маркетинговые, финансово-аналитические службы предприятий и организаций; подразделения внешнеэкономической деятельности;
- при научно-педагогической подготовке: научно-исследовательские институты; высшие учебные заведения; органы государственного и местного управления; производственно-экономические и планово-экономические, социально-управленческие и маркетинговые, финансово-аналитические службы предприятий и организаций; подразделения внешнеэкономической деятельности.
Виды профессиональной деятельности
Магистр экономики может работать в качестве:
1. при профильной подготовке:
- главного экономиста;
- главного экономиста-аналитика;
- главного экономиста по международным отношениям;
- руководителя различных подразделений в государственных
структурах управления;
- руководителя предприятий различных форм собственности и
отраслевой принадлежности.
2. при научно-педагогической подготовке:
- главного экономиста;
- главного экономиста-аналитика;
- главного экономиста по международным отношениям;
- руководителя различных подразделений в государственных
структурах управления;
- руководителя предприятий различных форм собственности и
отраслевой принадлежности;
- научными сотрудниками в научно-исследовательских институтах;
- преподавателями в вузах.
Выпускники магистратуры по специальности 6N0506 – Экономика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- организационно-технологическая;
- аудиторская;
- деловое администрирование;
- проектная.
Магистр по данному направлению обладает навыками для квалифицированной работы в сфере разработки, внедрения и применения технологии управления в конкретной организации, в том числе осуществляет всесторонний анализ и контроль надлежащего соблюдения технологии управления, участвует в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления, разрабатывает совместно с другими специалистами и применяет наиболее эффективные методы, правила и процессы планирования, инвестиционного, инновационного и экологического менеджмента, ведения внешнеэкономической деятельности организаций и предприятий; систематизирует и обобщает информацию для проведения экономических расчетов по деятельности хозяйствующих субъектов на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; проводит анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов; принимает активное участие в процессе организации производства, ресурсного обеспечения производственного процесса, организации управления маркетингом, логистикой, в разработке мероприятий рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Производственно-управленческая деятельность является прерогативой бакалавров по данному направлению подготовки, поскольку образовательный процесс требует от них досконального изучения всех вопросов, связанных с процессом управления, в том числе: управления производством; создания эффективной системы управления; анализа эффективности управленческих решений, осуществление контроллинга по всему спектру производственно-управленческой деятельности.
Проектная деятельность бакалавров по данной специальности осуществляется по двум основным направлениям: организационное проектирование и технико-экономическое обоснование проектов. Организационное проектирование включает в себя разработку организационных структур управления, обоснование ожидаемых технико-экономических результатов их внедрения и адаптацию. Технико-экономическое обоснование проектов предполагает подготовку и проведение проектных расчетов, разработку специальной документации (технико-экономическое обоснование, бизнес-план и.т.д.) в отношении организации нового предприятия, технического перевооружения, реконструкции и расширения действующего предприятия, внедрения новых видов продукции, а также осуществление контроля соответствия разрабатываемых проектов стандартам и другим нормативным документам.
Научно-исследовательская деятельность бакалавров по данному направлению подготовки осуществляется как в рамках исследовательских программ высших учебных заведений, так и в составе соответствующих исследовательских групп научно-исследовательских институтов, предприятий и организаций. Особое место отводится международным программам научного сотрудничества в области экономики, организации и управления.
Образовательная (педагогическая) деятельность выпускников данного профиля заключается в профессиональной деятельности (преподавании экономических дисциплин) в общеобразовательных учебных заведениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования.
Задачи профессиональной деятельности
Основными задачами образовательной магистерской программы является обеспечение условий для:
- получения полноценного, качественного профильного образования, профессиональной компетенции в области экономики, управления и организации производства;
- приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, овладение грамотной и развитой речью, культурой, высокими нравственными, этическими и правовыми нормами, культурой мышления;
- развития творческого потенциала, инициативы и новаторства;
- конкурентоспособности магистров на рынке труда, обеспечивающей возможность для максимально быстрого трудоустройства по специальности;
- выбора магистрантами индивидуальных программ образования;
- подготовки магистрантами индивидуальных программ образования;
- обеспечения целевой подготовки по заказам организаций;
- освоения фундаментальных курсов на стыке наук, гарантирующих им профессиональную мобильность на международном уровне;
- углубление теоретической, практической и индивидуальной подготовки, освоение магистрантами наиболее важных и устойчивых знаний;
- выработки у обучающихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения новыми знаниями в течение всей их активной жизнедеятельности;
- подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, в том числе культуры профессионального общения, имеющих гражданскую позицию, способных сформулировать и практически решать современные экономические проблемы, осуществлять управленческую деятельность.
При научно-педагогической подготовке
Основными задачами образовательной магистерской программы является обеспечение условий для:
- получения полноценного, качественного профильного и научно- педагогического образования, профессиональной компетенции в области экономики, управления и организации производства;
- приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, овладение грамотной и развитой речью, культурой, высокими нравственными, этическими и правовыми нормами, культурой мышления и навыками организации человеческих ресурсов;
- развития творческого потенциала, инициативы и новаторства;
- конкурентоспособности магистров на рынке труда, обеспечивающей возможность максимально быстрого трудоустройства по специальности;
- подготовки магистрантами индивидуальных программ образования;
- обеспечения целевой подготовки по заказам организаций;
- освоения фундаментальных курсов на стыке наук, гарантирующих им профессиональную мобильность на международном уровне;
- углубления теоретической, практической и индивидуальной подготовки обучающихся в избранном направлении науки и педагогической деятельности, освоения магистрантами наиболее важных и устойчивых знаний;
- выработки у обучающихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого владения новыми знаниями в течение всей их активной жизнедеятельности;
- подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, в том числе культуры профессионального общения, имеющих гражданскую позицию, способных сформулировать и практически решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять научно-исследовательскую, педагогическую и управленческую деятельность.
Требования к ожидаемым результатам обучения в терминах компетенций
Универсальные (общие) компетенции
Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 2 уровня обучения (магистратура) и соответствуют приобретению выпускником магистратуры следующих способностей и навыков:
- демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего профессионального образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;
- применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;
- интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
- четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
- продолжать обучение самостоятельно.
Общие компетенции выпускника вуза формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, специальным компетенциям.
Выпускник специальности 6М050600 – Экономика:
должен иметь представление:
- об экономических законах рыночной экономики и формах их проявления; процессах глобализации и интернационализации, происходящих в современном мире;
- об основных научно-управленческих, финансово-хозяйственных, маркетинговых проблемах функционирования предприятий;
- об основах организации производства и систем автоматизированного управления предприятием;
- об организационных аспектах хозяйственной деятельности и бизнеса;
о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;
- об основных тенденциях развития современного бизнеса;
- о ценообразовании, налогообложении и формах государственного регулирования деятельности предприятия;
знать:
- фундаментальные основы всех функциональных направлений управленческой деятельности на уровне предприятия (экономики, менеджмента, маркетинга, финансов и т.д.);
- основные подходы к управлению и содержанию планирования, организации производства, инвестиционной и инновационной деятельности;
- основные характеристики и процессы, определяющие экономическую безопасность предприятия;
- международные и отечественные нормы деловой этики и этикета;
- особенности экономической, правовой, политической, культурной и технологической среды отечественного бизнес-партнерства;
уметь:
- анализировать деятельность экономических объектов, делать научно-обоснованные выводы и выбирать необходимые формы организации производства и управления, принимать управленческие решения;
- строить и использовать модели для описания и прогнозирования процессов, явлений, ситуации, осуществляя при этом их качественный и количественный анализ и синтез;
- оперировать большими массивами научной информации, самостоятельно работать с различными ее источниками;
- ориентироваться в информатике и использовать компьютерную технику для решения профессиональных задач;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся статистических и отчетных данных;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.
- иметь способность глубоко анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать методы социально-гуманитарных и фундаментальных наук в своей работе.
иметь навыки:
- владения общенаучной методологией, логикой и технологией проведения научно-исследовательской работы;
- ведения самостоятельной научно-исследовательской работы;
осуществления педагогической деятельности, анализа учебно- воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
быть компетентным:
- в использовании методов принятия управленческих решений;
- в вопросах проведения в Республике Казахстан экономических реформ;
- в отношении направлений экономического развития страны;
- в знании казахского и русского языков в сфере научной, деловой, общественно-политической и разговорно-бытовой речи, а также иностранного языка;
- в вопросах методики преподавания экономических дисциплин.
Предметно-специализированные (профессиональные) компетенции
Специальные компетенции разработаны по специальности «Экономика» на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества.
Содержание обучения по образовательной программе
Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.
Образовательная программа магистратуры содержит:
1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин;
2) практическую подготовку магистрантов: различные виды практик, профессиональных стажировок;
3) научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры;
4) экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры;
5) промежуточные и итоговую аттестации.
Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.
Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат магистрантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения.
При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.
На «входе» магистрант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
При отсутствии необходимых пререквизитов магистранту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в магистратуре начинается после полного освоения магистрантом пререквизитов.
При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 2 или 3 кредитов.
Во всех формах учебных планов магистратуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.
Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого магистранты сдают итоговый контроль в форме экзамена за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов, по которым они сдают дифференцированный зачет.
Образовательные программы магистратуры проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.
Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.
В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 48 % от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 40 % отводится на дисциплины обязательного компонента и 60 % - на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 44 % (со сроком обучения 1 год) и 28 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 62 % и 50 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 38 % и 50 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 52 % от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 9 % отводится на дисциплины обязательного компонента и 91 % - на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла ПД составляет 56 % (со сроком обучения 1 год) и 72 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 10 % и 12 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 90 % и 88 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору.
Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента.
Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно. При этом учитываются ожидания работодателей и потребности рынка труда.
Магистр, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство к основному диплому.
Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы магистрантов, форм итогового контроля их учебных достижений.
Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др.